"А что же такое оборачиваемость, и как она считается?
Оборачиваемость показывает, сколько раз за определенный промежуток времени (период) был продан (обернулся) товар.
Оборачиваемость считается по каждому конкретному товару отдельно (!).
Формула оборачиваемости следующая:
Товарооборот и средний товарный запас должны попадать в формулу в одних и тех же единицах измерения: это могут быть как штуки, так и деньги. При этом, (внимание!) если вы будете считать товарооборот и средний товарный запас в деньгах, то не забудьте, что товарооборот в данной формуле не равен продажам данного товара (отгрузкам, выручке) за данный период. Он равен количеству проданного товара в штуках, умноженному на покупную стоимость одной штуки товара. Средний товарный запас также рассчитывается исходя из покупной стоимости товара.
А как же правильно рассчитать средний товарный запас?
Классическая формула такова:
История из практики: На одном из бизнес-лагерей участник спросил: «Почему для расчета среднего товарного запаса нельзя было просто взять среднее арифметическое? Зачем делить пополам начальное и конечное значения и уменьшать на единицу количество дней?»
Я задумалась. Ответ подсказал мой друг, Антон Воробьев, кандидат математических наук, кстати. Оказывается, что дело в чистой математике. По данной формуле рассчитывается среднее хронологическое и оно более корректно, чем среднее арифметическое. Этот вывод он подтвердил математическими выкладками.
Оборачиваемость считают не только в разах, но и в днях.
Она вычисляется по формуле:
Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса каждого конкретного товара.
Пример: Средний товарный запас табуреток 100 штук, в месяце 30 дней, за месяц продано 500 штук.
Оборачиваемость равна 100*30/500=6.
Т.е. средний товарный запас табуреток продается за 6 дней.
Анализ изменений оборачиваемости каждого товара (горизонтальный анализ оборачиваемости) помогает отслеживать тенденции рынка, принимать верные управленческие решения.
Очевидно, лучшие товары – это товары с высокой оборачиваемостью и высокой маржинальностью. Такие товары наиболее выгодны и приоритетны для реализации в настоящий момент. Но можно работать и с товарами, у которых высок один из показателей (оборачиваемость или маржинальность). Товарами же, у которых оба показателя низкие, торговать не имеет смысла. Однако рубить сплеча не стоит: какой-то из невыгодных товаров может быть нужен для сохранения ассортимента, либо по другой причине.
Во избежание кассовых разрывов, оборачиваемость товара следует учитывать при определении сроков отсрочки платежа для поставщиков и покупателей.